Пример, как грех примешивается к мышлению
Если спросить у людей: о чем вы думали? – то они, скорее всего, ответят: думала, что приготовить на ужин или что надо съездить к папе, или планировала отдых... И они вряд ли скажут: я осуждал своих родных и сотрудников; или я жалел себя, или я выговаривала мужу, свекрови, отцу, сыну какие они плохие...
Итак, первый пример правого построения рассуждений, если бы наша мыслительная сила была здорова. Женщина думает: «Надо будет в понедельник заехать к (больному) отцу и приготовить ему борщ или что он захочет. А потом съездить к нему в среду, после работы, и убрать в квартире. Среда – семинар. Ой, нет в среду у меня семинар, значит, в четверг. Ну, посмотрим, как будет получаться».
Во-вторых, обращаем внимание, что в этом рассуждении нет ни одного мысленного обращения к кому-то, есть четкое планирование с памятью о разных деталях, с пониманием того, что ситуация может измениться за несколько дней и что это приблизительный план. (Это идеальная картина здорового рассуждения, которой, к сожалению, практически не бывает из-за привычки вести мысленные разговоры).
В-третьих, в таком рассуждении выражена заботливость об отце, и непонятно как женщина относится к такой своей обязанности.
Но как было отмечено, рассудительная деятельность у грешника не такая стройная и непогрешительная, и, как правило, в рассудительных помышлениях нет такого четкого построения, и они перемешаны с мысленными разговорами и со страстными помыслами.
- И вот первый пример возможного построения мыслей о поездке к больному отцу, происходящий от поврежденного рассудка и при котором уже явно видно, что женщине отец в тягость. «Понедельник, к папе, приготовить борщ. (Звучит голос отца) «Я не хочу борщ, я его не ем, и он потом стоит у меня». (Это память о том, что сказал отец в прошлый раз, и тогда это не понравилось дочери. А сейчас его слова вспоминаются по страсти злопамятства или обиды). (Далее идет суждение, как оценка отца, и, причем, с раздражением. Возможно, такая мысль была и в прошлый приезд к отцу, и вслух произносилась или не произносилась, а сейчас повторяется) «Вечно он недоволен, то ему то не нравится, то другое. А сам как наварит что-то…» (Возмущенное обращение к отцу) «И что я тебе буду готовить? Голову теперь морочь. Я и так приду уставшая с работы, а тут еще твои капризы. Достало… (Далее идет суждение) А может ему суп сварить? (Тут же повторяются его слова, которые он говорил когда-то) «Вкусно, я его весь съел», (и она делает вывод) «значит, суп». (Далее в воображении представляется неубранная кухня, звучит голос отца, который обычно говорит) «Так ты же придешь ко мне? там убрать надо». (Суждение к себе с чувством досады) «Ой, там же еще убрать надо. И когда? Кто бы у меня дома убрал. Как не хочется». (И понимая, что выхода нет, рассуждает) Ладно, пойду в среду после работы. А что у меня в среду? А! там еще семинар. «У меня семинар в среду, приду в четверг» (это обращение к отцу, произносится важным тоном). (Якобы отец говорит) «хорошо, дочка». (Суждение) Ох, и так дел полно, а тут еще папа, со своей готовкой и уборкой»...
Вот так, или в других фразах могут выглядеть наши рассуждения – планирования. И как видим, по построению – это набор оценок, обращений к кому-то, повторы бывших слов, придумывание своих и чужих слов, и все это сопровождается образами в воображении и разными эмоциями (в данном примере неприятными и досадливыми, а также чувствуется, что отец дочери в тягость).
А вот пример на эту же ситуацию, но только при другом рассуждении и положительных эмоциях: «(Суждение) В понедельник к папе, приготовить борщ» «(Обращение к отцу, может быть ласковым или человекоугодливым) «Папа, я тебе сейчас приготовлю борщ, будешь его кушать?» (Якобы отец отвечает) «Да, у тебя такой вкусный борщ получается. Я его так быстро съедаю» (Что-то подобное отец когда-то говорил. Понятно, что это сопровождается приятными эмоциями от похвалы, которые присущи тщеславию) (Опять дочь мысленно ласково говорит) «Ты не волнуйся, я приеду еще в среду, и уберу в квартире». (Тут вспоминается, что в среду семинар, и говорит дальше) «Ой, нет, в среду у меня семинар, меня от работы посылают, приеду в четверг». (Далее придумывается, что отец спрашивает) «Так, это ты отучишься и будешь больше зарабатывать?» (обычно он волнуется за то, чтобы дочь больше зарабатывала) (Дочь отвечает) «Да ты что? Кто мне подымет зарплату?...» (И далее мысленный разговор может перейти на осуждение или возмущение, связанное с начальством, и уже начнутся неприятные эмоции).
- А теперь рассмотрим другой пример, чтобы показать, как рассуждения перемежаются с мысленными разговорами и опять-таки вызывают у нас какие-либо эмоции. После того как женщина услышала, как сотрудница разговаривает с дочерью о путевке на отдых, она может рассудить следующим образом: «Надо и мне с сыном съездить летом на море. Дорогие путевки. Надо два номера заказывать, наверное. Сын не захочет со мной быть. Может получится денег чуть подсобрать и отпускные дадут. Надо с ним поговорить об отдыхе» (Опять-таки это рассуждение может быть сокращенным, но душа все хорошо понимает). Такое рассуждение было бы, если бы ее рассудок находился в здравом состоянии.
А вот как могут мысленно звучать эти рассуждения по-другому: (Идет суждение) «Надо и мне с сыном съездить. Дорогие путевки. Надо два номера заказывать, наверное. Сын не захочет со мной быть в номере. Это же он, может быть, захочет какую-то девочку в номер пригласить. (В воображении представляется картина) Мать заходит в номер, а там сын с девушкой, и мать возмущенно говорит: «Это что такое? Не рано ли тебе? (И к девушке строго) Выходите…» (Обращается к сыну) Ты смотри, еще мальчишка, а уже туда же. Как деньги заработать, так ты маленький, а как к этому делу, так уже большой. У меня нет денег, вот иди и зарабатывай на отдых. Вон Р. разносит рекламные листы, и зарабатывает, а ты только за компьютером сидишь… Я тут с утра до ночи работаю, стараюсь, чтобы тебе то одно купить, то другое, а еще на море, чтоб отдохнул. А ты? Никакого моря, будешь у бабушки помогать ей или подработку ищи…».
В этом примере хорошо видно, как в рассуждениях бывают мечтания, которые могут даже изменить желание что-то сделать. Также это один из вариантов негативного разговора, но он мог быть и позитивным. Например, представляется, как мать пришла домой и говорит сыну: «я вот подумала, а давай поедем летом на море. Купим путевку, два номера – тебе и мне…» и сын якобы радостно отвечает: «Давай. Ты у меня такая хорошая мама…».
- И последний пример, в первом варианте которого есть рассуждение, как простое планирование дел, в котором есть и ассоциативные переходы от одного к другому, и даже воспоминания чьих-то слов, но это все же здравое рассуждение: Женщина, идя домой, думает: «Надо что-то сейчас приготовить, накормить своих. Что же сделать?» (В воображении видится холодильник с продуктами, и вспоминается, что есть бульон). «О, приготовлю суп». (К этому могут добавляться, например, мысли, а все ли продукты есть на суп и т.п.). Далее в воображении представляется муж, который ест суп и слышится его голос: «Погладишь мне рубашку на завтра» (фраза, сказанная утром, и сейчас память подает ее по ассоциации). «Ах, да, надо же еще погладить».
А это пример возможного варианта об этом же, но уже типичного построения нашего больного рассудка. «Надо что-то сейчас приготовить, накормить своих. (В воображении представляется муж, лежащий на диване, и сын у компьютера) (Суждение) «Им бы только есть да спать, и ничего не хотят делать…» (чувствуется досада). «Но что же приготовить?» (В воображении видится содержимое холодильника) «О, приготовлю суп. (В воображении кастрюля с супом, и немытая кастрюля в мойке, и снова чувствуется досада) Ой, а там, по-моему, нет чистой кастрюли на суп, вчера борщ доели, и никто ее не помыл». (Обращается к сыну) «Саша, помой посуду» (Он отвечает) «Ма, мне некогда». (Опять мать) «Сколько ты будешь сидеть за компьютером?» (это повторяется вчерашний разговор). (Ее рассуждение) «Ни один, ни второй мне не помогают. А я падаю от усталости, и никто не поможет, вот если я не помою, то никто этого не сделает». (В воображении видит мойку и кран) (Говорит мужу) «Подчини кран. (Он отвечает) Вызови сантехника. (Жена) А у тебя, что руки – крюки? И кто будет его днем ждать?» (это вспоминается разговор с мужем, бывший два дня назад). (Отвлеклась на дорогу – «машин нет, переходи») «А что еще к супу? Котлеты есть. Ой, какие Таня принесла вкусные паровые котлеты на работу! Опять хвасталась своим новым женихом. «Он меня на работу подвез, и сказал, что вечером пойдем в кафе» (это повторяются слова сотрудницы) (Далее женщина начинает осуждать) «Только и знает мужиков как перчатки менять». (Кому-то говорит) «И зачем эти мужики нужны? Вон мой – никакого толку, денег мало приносит, а я и работаю, и еще как служанка ему». (Посмотрела на проходящего мужчину) «Брюки. У мужика такие брюки грязные. Или сам живет, или жена – неряха. А я за своим слежу». (Дальше голос свекрови, которая когда-то говорила) «Он всегда был таким неряхой, а сейчас с тобой такой ухоженный». (И тут же женщина ей отвечает то, что много раз думала, но свекрови не говорила) «Конечно, это ты – неряха, у тебя вечно бардак в доме, и ты лишний раз не постираешь. Как не придешь, куча нестиранного лежит и сама в таком грязном и не глаженном халате ходишь». (По ассоциации от глажки вспоминается как муж просил) «Погладишь мне рубашку на завтра» (Отвлеклась на дорогу и девушку) «Какая у нее сумка красивая? У меня старая. Надо в магазин, поискать и себе новую сумку…».
Этот пример показывает не только, что рассуждения перемешаны с мысленными разговорами, а и то, как ум очень быстро переходит с одной темы на другую (по ассоциативным связям), и человек успевает мысленно пообщаться с разными людьми.
Итак, невооруженным глазом видна разница в первых и вторых видах размышлений. В одном варианте – рассудок здраво и кратко намечает цель, а в другом – цели намечаются, но как? С перебивкой на саможаление, на осуждение, на мысленные разговоры и др.
На этом закончим приводить примеры того, как мысли – суждения постоянно перемежаются с мысленными разговорами.
Заметим, что если спросить у этих людей: о чем вы думали? – то они, скорее всего, ответят: думала, что приготовить на ужин или что надо съездить к папе, или планировала отдых. Это говорит о том, что зачастую люди не могут передать конкретных мыслей, а говорят мнение о них, и, причем так, чтобы показать себя занятым или заботливым, т.е. с лучшей стороны. И они вряд ли скажут: я осуждал своих родных и сотрудников; или я жалел себя, или я выговаривала мужу, свекрови, отцу, сыну какие они плохие.
– р.Б. Н