О стрелах отступника и об указателе пути спасения
«Отступник имеет обычай такой: берет свое войско и выходит на охоту; воеружен он и войско его разными луками; держит горсть стрел и раздает войску, каждому по одному луку и по 24 стрелы...»
Отступник имеет обычай такой: берет свое войско и выходит на охоту; вооружен он и войско его разными луками; держит горсть стрел и раздает войску, каждому по одному луку и по 24 стрелы, посылает на охоту, чтобы уловить и добыть какую либо душу праведную и принести ее как дар и приношение Великому Апостату.
И соперничают бесы между собою, каждый первым старается устрелить и принести добычу в дар Великому Отступнику, чтобы принять похвалу самую первейшую; посему сражаются они ревностно, стараясь душу праведника совсем закружить разными недомыслимыми искушениями, причем одни из уловляемых побеждаемы бывают и низвергаются, а другие осиливают и утверждаются в добродетели, говорим: венчаются.
Главный лук есть грех вообще, а 24 стрелы суть различные прегрешения и главизны греха: 1 — осуждение, оклеветание и тайный наговор коварства; 2-гордость; 3-тщеславие; 4-кичение; 5-жестокость; 6-непокорство; 7-гнев; 8-непослушание; 9-неблагодарность; 10-зависть; 11-вспыльчивость (или ярость); 12-вражда; 13-ненависть; 14-злопамятство; 15-злоумышление; 16-лжесвидетельство; 17-малодушие; 18-хула; 19-сребролюбие; 20- блуд; 21-сваление; 22-мужеложство; 23-малакия; 24-прелюбодеяние. Сии суть 24 стрелы греховные, которыми воюют враги всякий день и всякую ночь, стараясь закружить ими души праведников.
Итак, тем паче оставят ли они вас неискушенными? Но вы до того сегодня уже ими побеждены, что не требуете для своего поражения ни лука, ни стрелы, ибо вас победили и побеждают ваши страсти; нет больше нужды врагам сражаться с вами, ибо ваших довольно с вас одних страстей, которыми вы побораетесь, которые вас победили; вы сделались пленниками своих плотских страстей и стали мертвецами по отношению к вашему спасению.
О, преподобнейшие, честнейшие, священники, священномонахи и монахи, находящиеся в сей Горе святой, сосуде спасения! Что стало с вами, ибо умертвились вы и сделались земными мертвецами? Говорим, ненавистниками спасения своего и неверующими ему. Говорим, разверившимися во спасение свое; вы не верите во спасение свое, т. е. заповедей и чина жизни не соблюдаете, ибо не верите, что и вам, как во дни оны древним, возможно и должно достигать духовного совершенства. Если бы вы не имели указателя спасительного пути, как возможно было бы вам найти спасение свое? Ей, имеете вы путевождя спасения, который остался вам от праотцев, (т. е. их жития и заветы), но вы это с себя скидываете. Без священных предметов может ли литургисать иерей? — а вы без всякого путевождя, как ищете спастись? Всуе труды иерея чтобы литургисать, если у него нет потира; и вы, если не будете иметь путевождя, всуе будете трудиться над спасением. Если не постараетесь обрести путевождя своего, то и не чайте себе спасения, пока не сбросите с себя непокорение спасению; тогда лишь познаете, что спасаетесь.
Путевождь же спасения есть сие: вера, надежда, любовь, кротость, единодушие, мир, смирение, целомудрие, послушание, покорность, нестяжание в уме, нестяжание в речи, нестяжание в очах, нестяжание в слухе и нестяжание на языке, нестяжание в поступе ног, нестяжание в сребре и злате, (т. е. воздержание всех своих чувств от похотения или деятельного стремления к чему либо земному).
Но мы делом своего спасения заниматься не хотим, мы нестяжательны только по отношению к одному своему спасению, а, по отношению к земным, благам стяжательность свою — удваиваем; вы стараетесь о том, чтобы преумножать деньги; преумножаете сребро с ростом преступным; так же преумножаете вы и злобы ваши с преступными противузакониями вашими, сочетаваясь с делающими беззакония и не сочтетесь со избранными.
— преподобный Нил Мироточивый