12 декабря 2019(11 мин. чтения)

Книги совести

Слово старца Ефрема Аризонского на встрече с соотечественниками в Канаде: «Как-то в монастыре мы вместе с братией читали Святых отцов, одно место меня сильно поразило глубиной своей мысли. Там говорилось следующее: “Увы, когда раскроются книги совести перед Богом!”,,,»

Благословенные чада!

Любовь Божия и Его бесконечное благоутробие, которыми Он умилосердил человека даже до Крестной Жертвы, благоизволили и в этом году направить стопы мои – человека по всему недостойного – к вам с чувством великой отеческой любви и заботы, и верю несомненно, что те же чувства есть и в вашем сердце по отношению к моему убожеству.

Как-то в монастыре мы вместе с братией читали Святых отцов, одно место меня сильно поразило глубиной своей мысли. Там говорилось следующее: «Увы, когда раскроются книги совести перед Богом!» Я стал приходить в ужас, углубляясь в мысль Святого отца, который написал эти слова. Что же он понимал под «книгами совести»? (Произнесено на встрече с соотечественниками в Канаде).

Каждый человек имеет совесть и у каждого есть своя книга жизни. В этой книге много листов. Каждый лист, по мысли великого отца Церкви, это один день жизни человека, в особенности, христианина. На одной странице записываются грехи, а на другой – добрые дела человека. Записываются как мысленные грехи, то есть совершённые в уме, в воображении и в сердце, так и те, которые совершаются телом как поступки. Всё это записывается на одной странице, а на другой записываются все благие дела, душевные и телесные. Для Бога нет ничего тайного, ведь Ему всё открыто: ни одна мысль, ни одно ощущение, ни одно слово от Него не ускользают, но всё записывается в этой Книге жизни. Очень важно, что ничто не теряется, но всё пройдёт через Суд Божий.

По сути, мы по-настоящему ещё не осознали того, что же всё-таки с нами случится, когда душа наша станет отходить к Богу.

Жизнь человеческая часто прерывается внезапно, в считанные мгновения раскроется Книга нашей жизни и нашей совести перед очами Божиими, и человеку придётся держать ответ – если, конечно, он будет в состоянии отвечать о своих деяниях перед Богом, Который всё ведает и от Которого ничто не ускользает; отговоркам там не будет места. Нечем будет оправдываться, когда человек предстанет пред Богом, если совесть станет свидетельствовать против души, стоящей перед Владычним Престолом. Совесть человека будет его обвинителем, потому что совесть всегда говорит только правду!

Мы по-настоящему не осознали, что нам предстоит Суд! Во время исхода души, перед самым исходом или непосредственно после, совершается предварительный Суд, который как бы определяет, какой ответ может ожидать душу на Страшном Суде Божием.

Мы имеем святоотеческое Предание, имеем частный опыт того, что ожидает каждого человека, живущего на земле. Нужно проанализировать свои мысли, свои убеждения, собрать душевные силы с тем, чтобы приготовиться к исходу – событию самому важному в жизни человека. В этом мире нам всё ещё можно исправить. Если что-то не получается сделать так – сделаем по-другому. Но когда речь идёт о безвозвратном путешествии на Небо, то нужно подготовиться к этому событию, такому ответственному для православного христианина, как можно тщательнее, потому что после смерти нет покаяния.

Церковь открывает нам, что будет происходить с нашей душой после исхода. Мы непреложно верим, что душа будет проходить через воздушные мытарства, через злых мытарей; все наши «бумаги», наш «паспорт» должны быть у нас в порядке. А если порядка нет – то душу задержат на одном из мытарств, и тогда ей придётся плохо. Мозги в это время заработают, наконец, как надо, но, увы, будет уже поздно: у души не будет возможное- ти вернуться назад, чтобы покаяться, «выправить бумаги» и опять отправиться в путь. Нет для души человеческой пути назад, она идёт прямо к своему Творцу. Всё это не так просто, как многим может показаться.

Вы, наверное, читали о мытарствах святой Феодоры. При жизни эта женщина служила одному святому человеку, и вот настало время её отшествия. Восходя к Богу на Небеса, она проходила через мытарства. И тут начались трудности. У неё был один неисповеданный грех, и Ангелы, сопровождавшие и охранявшие её, оказались в очень трудном положении, когда их окружило множество бесов, которые указывали на её грех и требовали от Бога справедливого Суда, так как по Закону за такой грех полагается наказание. Дальше говорится, что от бесов её спасли молитвы и заступничество того святого мужа по имени Василий, которому она служила. Ангелы вознесли её на Небо и по пути обсуждали между собой, что если бы не молитвы Василия, то Феодоре было бы трудно пройти через мытарства.

Насколько серьёзно относимся мы к вопросу своего спасения, видно по нашей жизни. Возьмём такой пример: допустим, что мы совершили какое-нибудь злое деяние, за которое нам грозит суд и даже, возможно, смертная казнь. Пока не настал день суда, мы будем стараться с помощью адвокатов сделать всё возможное, чтобы избежать смертного приговора, будем переживать, забудем о сне и пище... и чем ближе день суда, тем сильнее будут наши душевные муки. А, по сути, что нам угрожает? В худшем случае просто смерть тела – простой материальный акт. И как мы из-за этого переживаем! Но не так мы заботимся о душе, а ведь она гораздо важнее тела! Смерть тела не может повредить спасению души, в то время как вопрос спасения души есть вопрос её вечной участи.

Мы не осознаем, что такое вечность. Вечность – это жизнь без конца, жизнь незаходимая. Как Бог не имеет ни начала ни конца, так не будет иметь конца и жизнь человеческой души. Следовательно, в случае неудачи душа будет вечно страдать. Но как страдать: пострадает и перестанет? К сожалению, нет. Речь идёт о страшных адских муках, которым не будет конца никогда. Потому я и говорю, что мы не представляем, что нас ждёт за гробом.

Церковь учением, проповедью, таинствами помогает нашему уму пробудиться и осознать, что для нас самое важное; а самое важное для нас – это спасение души. Мы должны понять, в каком состоянии находимся, чтобы начать проводить правильную жизнь. Нам необходимо немедленно начать заботиться о себе, ведь мы не знаем, что принесёт нам завтрашний день; ведь время не в нашей власти и мы не знаем, что может произойти в следующее мгновение. А ведь жизнь наша может в любой момент оборваться, и тогда откроется перед Богом книга нашей совести и нашей жизни, и начнётся Суд. Христос будет листать её – страницу за страницей и объявлять наши деяния. А совесть наша будет соглашаться. И когда книга сия будет пролистана до конца, душа вострепещет в ожидании приговора, будет дрожать, как дрожит осенний лист на ветру, и трепетать, как трепещет вынутая из воды на берег рыба. Так же будет дрожать и трепетать душа на Суде. Какой приговор изречёт Бог? Если оправдательный – то будет радость, которую невозможно изобразить, ибо душа войдёт в Царствие Божие, увидит Бога лицом к Лицу, возвратится, наконец, к своему Отцу. Подумайте, ведь Бог есть источник всякого блага!

В случае же осуждения перед несчастной душой разверзается ужаснейший ад. Даже самый мужественный человек не в состоянии представить себе всех ужасов ада – ум его просто откажется работать. Адские муки невообразимы. Приведу один пример: допустим, у нас болит зуб, от боли мы, что называется, готовы лезть на стену, пьём болеутоляющие таблетки. Но ведь боль эта – ничто. Всегда, как только где-то у нас начинает болеть, мы говорим, что это ужасно, что нет сил терпеть, бежим к врачу. А что будет, когда перед душой разверзнется ад? Если человек увидит своими глазами беса в его настоящем виде, то мгновенно умрёт от страха. А ведь осуждённый на адские муки будет вечно обитать не с одним, а с миллионами бесов. Можно такое представить? Вряд ли! И тем не менее, именно так и будет.

Поэтому Христос, любовь наша, наш Спаситель, Богочеловек, проливший на Кресте Свою честную Кровь, вопиет в Евангелии: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет». Никто не может сказать, что не слышит этого гласа. Потому Господь опять говорит: «От уст твоих сужду ти, лукавый рабе». То есть: исходя из того, что ты знаешь, что исповедуешь, о чём проповедуешь, Я буду тебя судить.

Голос совести есть суд, который судит нас во всякое время. И чтобы не испытывать угрызений совести, было бы очень полезно слушаться этого голоса. Что это означает? Когда он наставляет нас, чтобы мы поспешили избавиться от груза отягощающих нас грехов и смыли скверну души в безмездной бане Святой Исповеди, – не нужно этими наставлениями пренебрегать. Например, приходят мысли скверные и греховные – и совесть вопиет: «Согрешил, осквернился, смутился! Иди и исцелись. Больше так не поступай. Поспеши и исправься». Если человек послушается, то идёт и исправляется, врачует рану. Но если не послушается голоса совести, то зло усугубляется, проникает вглубь, разжигает человека и вновь толкает на грех. Совесть вопиет: «Осторожно, впереди опасность!» Если человек прикинется глухим и не станет слушать, потому что исправление предполагает труд, то горе ему!

Но, скажите вы, есть люди, совесть которых молчит. У них, что, нет совести? Есть, но только она атрофировалась. Когда-то она говорила, но человек не слушал, голос совести ослаб и в конце концов умолк. Мы видим иногда, как люди убивают даже своих родителей, и говорим: «Он что, совсем озверел?» Да, озверел, потому что убил в себе совесть, вот она и молчит.

Но помимо благой совести есть у нас и лукавая совесть. Она ведёт нас на диавольский путь греха. Когда человек слушается её, то делает вещи, которые даже звери не делают. На Суде такой человек не сможет прямо взглянуть в глаза Богу. Как он станет смотреть на Того, Кого он вовсе не почитал, а то и хулил. Христос скажет ему: «Чадо, тебя ради Я стал человеком, тебя ради пошёл на Крест, Я дал тебе жизнь, даровал всяческие блага, а ты в ответ за всё это Меня хулишь?..» Вот что может произойти с человеком, который не слушается благого голоса совести.

И всё равно, Благость Божия хочет нам помочь. Господь говорит: «Сколько бы раз ты ни падал, всякий раз вставай!» Человеку свойственно падать, но падать и не вставать – свойственно диаволу. Даже если седмижды семьдесят раз в день упадём – нужно вставать. Часто люди нас оскорбляют, и мы держим на них зло, не спешим прощать, забывая повеление Божие прощать брата даже седмижды семьдесят раз в день!

Мы всячески оскорбляем Бога, а Он по бесконечной и безграничной Своей Благости прощает нас и зовёт к Себе! У одного из Святых отцов говорится, что некий монах пошёл в город и там услышал, как мальчик говорил своему отцу: «Папа, этот человек меня любит, а я его ненавижу. Другой меня ненавидит, а я его люблю». И монах подумал, насколько верны эти слова. Действительно, Бог любит нас, а мы Его ненавидим. Диавол ненавидит нас, а мы его любим и всячески показываем это своими делами.

Ещё мне приходит на ум одно место из Святых отцов, которое мне очень нравится. «Когда душа человеческая оставит тело и её возьмут Ангелы, то после третьего дня, когда она достигнет Престола Божия и поклонится Ему, ей даётся разрешение в течение сорока дней обходить те места на земле, где она некогда была. Ангел Хранитель будет водить её повсюду и показывать места, где она грешила или творила добродетели, и говорить: “Здесь ты совершила такой-то грех, а там такой-то”. И душа, когда увидит это место и вспомнит подробности некогда происшедшего, то почувствует такой стыд, что отвернёт своё лицо, чтобы не видеть того места, на котором грешила. А на месте, где душа сотворила добродетель, каялась, плакала, творила поклоны, она будет ощущать радость».

Сказанного достаточно, чтобы заставить нас задуматься и принять решение. И Церковь, и отеческое Предание, и личный опыт Святых людей указывают на то, что всё это – истина, что по-другому быть не может. Разложим всё по порядку, определимся и согласимся, что это так же очевидно, как дважды два – четыре. Нужно готовиться! Пойду в путь, неизвестный для меня, так нужно приготовить паспорт, а если не успею – то во время исхода, в час, который настанет так или иначе, у меня будут неприятности. Лучше уж заранее их избежать.

А вот когда приготовимся, Благодать Божия будет нам помогать, сердце Божие всегда открыто для нас, ожидает нас, чтобы вместить нас в Себя и сделать нас счастливыми. Правда, мы сами не знаем, какого мы Бога имеем. А если б знали бы, то отдали бы всё на свете, лишь бы не потерять Его. Мой Старец говорил мне, что раньше жили отцы, у которых от любви к Богу при словах «Бог», «Христос» из глаз текли слёзы радости. Мы же слушаем, читаем о Боге, а глаза сухие, потому что Бог не говорит в нас, мы Его не ощущаем. Мы, конечно, в жизни испытывали любовь к человеку и знаем, что это такое. Но ощущали ли мы так же явно присутствие Божие? Нужно изо всех сил стараться стяжать любовь Божию.

Об одном хотел бы попросить вас как отец: будем как можно больше заботиться о «едином на потребу», понуждать себя и готовиться к грядущему Суду. Страницы в Книге нашей жизни, на которых записаны наши грехи, нужно изгладить и оставить только страницы с добрыми делами.

Стоит нам самим сделать этот шаг, а Бог подвигнет нас сделать ещё сотню шагов. Нужно лишь немного благого произволения и чуть-чуть самопринуждения, и Бог богато наградит нас. Что Он сотворил в пустыне? На несколько тысяч человек было всего пять хлебов. Могут ли несколько тысяч насытиться пятью хлебами? Нет. Но Он благословил хлебы, и люди насытились, и ещё собрали несколько корзин остатков. Так и с нами: наше даже небольшое самопринуждение Господь благословит и приумножит. И что будет в результате? Спасение и освобождение от вечных адских мук!

Вот ещё на что нужно обратить особое внимание – на специфику ада. Сегодня диавол с большим искусством извращает этот вопрос. В чём состоит его искусство? Он представляет ад просто – как муки совести: в действительности-де ада нет, он-де состоит в муках совести, то есть я должен как-то страдать от мысли, что огорчил Бога. Думая о совершённом преступлении, я чувствую себя несколько неуютно и, конечно, переживаю – вот ведь к чему всё сводят! Конечно, диаволу и людям, которые хотят только наслаждаться жизнью, выгодно думать так, что ад состоит только в мучениях совести, что человек испытывает только душевные терзания, а в действительности ада нет. Они выражают сомнения так: «Разве всерьёз можно считать, что в ином мире будут котлы и костры?»

Как-то в Греции я разговаривал с одним человеком на эту тему. В своих воззрениях на этот вопрос он ошибался.

Он сказал мне так:

– Отче, это вопрос совести.

– Я с Вами не согласен, – ответил я.

– Неужели, отче, Вы можете думать, что существует ад с котлами, кострами, червями и так далее?

Я сказал ему на это вот что:

– Когда придёт Господь во Второе Своё Пришествие, то скажет стоящим по левую руку: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его». Не так ли?

– Так.

– У диавола есть совесть?

– Что Вы имеете ввиду?

– Диавол испытывает муки совести, когда творит свои непотребные дела? Нет. Он торжествует, он ликует, потому что его цель – борьба против Бога. Следовательно, не стоит и думать, что ад для диавола состоит в муках совести. Если так, то ада для диавола просто не существует.

Он ничего на это не ответил.

– Следовательно, на самом деле есть ад, но не материальный, а духовный. У духа нет ничего общего с материей.

Видно было, что он несколько поколебался в своих убеждениях, и я ему сказал так:

– Мы верим в истинность предания Святых подвижников, которые общались с Богом и непосредственно приобщались истине? Они на опыте познали, что есть ад, и ясно свидетельствуют, что он состоит не в мучениях совести.

На это он сказал:

– Со временем из-за множества переизданий в тексты отцов вкралось много ошибок.

– Вот Вы как повернули. Ну, если так, то нужно признать, что все церковные книги полны ошибок, потому что много раз переиздавались.

– Нет, – сказал он.

– Святой Андрей, Христа ради юродивый, – продолжал я, – как-то со своим учеником Епифанием читал святого Василия. Вдруг Епифаний почувствовал сильное благоухание и спросил: «Отче, откуда такое благоухание?» И святой ответил: «Это, чадо, запах кадила, которым Ангелы кадят глаголы Святого Духа, написанные в книге Великого Василия». – «Отче, разве у Ангелов есть кадила?» – спросил Епифаний. А святой Андрей ответил: «Чадо, у плотских людей кадила вещественные, а у духовных – духовные». Значит, есть и духовная мера вещей, и нам необходимо признать, что ад состоит не только в мучениях совести, но имеет духовную ипостась, поскольку дух не может испытывать мучений совести. Когда произойдёт воскресение мёртвых, тела, которые были погребены и распались на составные части, вновь составятся духовно. «Сеется тело душевное, востает тело духовное». И будут восхищены «в сретение Господне на воздусе». Как материальное тело Христа стало духовным и как начаток умерших и не ограничивалось ничем материальным, точно так же одухотворятся и человеческие тела. А так как человек согрешил душою и телом и потрудился над исправлением своего падшего душевного и телесного состояния, то и покой или мучения его будут душевного и духовного характера. Когда я закончил и мы стали прощаться, он сказал:

– Ничья, отче.

– Знаете, мы с Вами разговариваем не для того, чтобы поделиться друг с другом своим мнением, – ответил я. Сказанное мной – не моё, это Божественное Откровение и учение Церкви! Нужно иметь правильный взгляд на вещи и учить правильно. Если мы станем говорить и учить, что ад состоит в мучениях совести, то жизнь наша сильно изменится: мы пустимся во все тяжкие, станем без стыда грешить, пренебрегая при этом обличениями совести и не испытывая никаких мучений. А должно быть не так.

Закончу на этом, дети мои: теперь всем нам – и мне первому, который учит и наставляет вас – нужно постараться понудить себя слушаться голоса своей совести и её благих внушений, чтобы не посрамиться, когда откроется пред Богом Книга нашей жизни и деяний, и не лишиться спасения, но вечно жить со Христом! Аминь.

— старец Ефрем Аризонский