16 октября 2019(3 мин. чтения)

О страсти осуждения в людях

Прп. Нил, о том, откуда происходит страсть осуждение, каковы его плоды и на сколько пагубна эта страсть для человека.

Дивлюсь я. Есть ли какая польза от этого осуждения других, что так между вами оно распространено? Страсть осуждения есть чрезвычайная проказа для человека, от которой он в большей степени страдает, чем от других своих прегрешений.

Самомнение и гордость, будучи одной двоицей, произвели чадо единородное; прозвалось оно именем — «осуждение». Оно непотребно и по имени и по действию своему. Двоица та непотребнейшего младенца родила, ибо подобной двоице так и подобало… так как оно, (т. е. осуждение), было уродливо, и никто не принимал его, чтобы чадородить с ним, то приняла его мать себе в мужа, родили чадо единородное, и назвалось оно — «предательство». Так как и это чадо, подобно отцу своему, было ни к чему не годно, и никто не принимал его, чтобы чадотворить с ним, то опять мать его приняла в мужа себе; они чадотворили, и сотворили чадо единородное, которое называется — «злой навет». И взял он) в жены дочь самомнения, называемую — «презорство», родили они чад — мальчика и девочку; сын называется «ненависть», а дочка — «зависть»; переженились дети между собою и соделали одно непотребнейшее чадо, называемое — «убийство».

Спрашиваю я вас: какая польза от таких всескверных чад? Не суть ли они все дети осуждения, сии всескверные чада?.. Ибо проныры Денницы ловят человека в ловушку, кладя на удочку страшно ядовитую приманку — самомнение и этим приманивают в ловушку гордости… Мнящий много о себе, действием мечтательности своей, впадает в ловушку гордости, сплавляется-же в плавильню чрез осуждение, (т. е. гордость сама по себе не убивает еще человека и легко избавиться от неё человеку смирением, но осуждение, присоединившись к гордости, делает человека братоубийцею, воздвигая на него гнев Божий; вот почему и говорится, что осуждение сплавляет в плавильню).

Как Денница возмечтал о себе нечистой мечтой, вверг оскверненную мысль свою в гордость, извергая в плавильню адскую, и плавится в пламени геенском, воображая, что он в прохладе и в славе, точно также в ту же геену впадает человек чрез осуждение. Ибо человек, если он осуждает, не может спастись никоим образом, так как в чем-бы ни осудил он другого, все на его голову возвращается. По гордости своей мнит он о себе, что он-чистый сосуд и потому якобы имеет право осуждать ближнего, не представляет-же себе, несчастный человек, что он сам нечист в том, за что осуждает!

Так человек, когда осуждает, имеет в себе и смрадное, — зелие предательства, ибо, осуждая, возводит донос предательства, (т. е. действием своего осуждения взывает к правде Божией, требуя отмщения грешащему брату), — говоря, вот что сделал такой-то; представляет злокозненное доказательство, доказывая, что так было и так есть…

С другой-же стороны раздувается зависть и говорит: почему это так и так: зачем делают? — вслед за нею идет презорство к грешащим со стороны осуждающих, помогает зависти и говорит: я не допускаю, чтобы было так, и чтобы было этак… Между завистью и презорством становится посредник — злопамятство; сей посредник ходатайствует об убийстве, (т. е. ненависти), и, когда содеется убийство, с убийством приходит смерть и по действию сему уносит их (т. е. людей осуждающих) буря мысленная, как говорится: «в тот день погибнут вся помышления его…». (Ис. 145, 4).

Человек и люди, будучи страстными, уловляются в девять страстей; уловляемые ими составляют из себя тот мечтательный престол Денницы, которым он прельщается, (т. е. то свое царство, о котором он хвалился пред Господом), воображая, что обладает девятью чинами сил и говоря о себе, что он силен бессильный… С этою мечтательною силою своего бессилия удалось ему во образе змея принудить с насильем бессилия своего человека на грех… И понуждал он человека и говорил: «вкусите силу, которую я даю вам и не бойтесь что умрете; не умрете, но будете жить соизволением принять силу, которую я даю вам» — Жена изъявила согласие и сказала мужу, что снедь сия. добрая; принял снедь муж, съел вместе с нею, уловились они чрез это соизволение, тотчас обнажились, и остались наги.

Ныне-же, кто может осуждать и сказать: «я одет, а другой наг?..» Не видишь разве, что вы оба наги; как же осуждаешь другого за то, что он наг?..

Ради этого я говорю вам, что страсть осуждения есть одна сверхъестественная проказа в человеке; человек от неё прокажается в большей степени, нежели от других своих прегрешений, которыми согрешает Богу…

Поэтому, неосуждающие один другого, неповинны пред Богом, как говорится: «не судите, да не судимы будете!..». (Матф. 7, 1).

Ради этого говорю вам: все люди, мужчины и женщины, — одинаково пристрастны к греховному вкушению; какое согрешение имеет один, — имеет его и другой; эта склонность греховная называется — подобострастием… Если-же мы все подобострастны, то как можно, чтобы люди осуждали друг друга? Не во грехе ли родится'человек?!.

— преподобный Нил Мироточивый