4 сентября 2019(7 мин. чтения)

Прп. Нил, о падении Денницы и ангелов его, и об упоении грехом и благодтью.

О том, как пал Денница, какия свойства приобрели павшие духи и какую брань ведут они с человеком. Греховное обольщение и упоение благодатию св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина. Упоение благодатию св. Духа и его превосходство пред греховным опьянением.

О том, как пал Денница, какия свойства приобрели павшие духи и какую брань ведут они с человеком. Греховное обольщение и упоение благодатию св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина. Упоение благодатию св. Духа и его превосходство пред греховным опьянением.

Итак, вот каковы суть два разряда страстен и (страсти) трех возделываний, (т. е. происходящия от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, приводящей к братоненавидению).

Говорим: но скольку добродетели суть (сияние образа Божия в человеке) и дары Божии человеку, по стольку же все перечисленные пороки суть дарование Денницы.

Сияние Божие есть: вера, надежда и любовь, очищающая от всех беззаконий; сияние же Денницы следующее: неверие, отчаяние, вражда и памятозлобие. Если спросишь, каким образом приобрел такое сияние Денница, то послушай и увидишь.

Возмечтал некогда Денница присвоить себе все свойства Божии, достичь такой) же красоты, как Солнце Солнцев, говорим (превзойти высоту) диска, (силу) луча и (свет) сияния, которые суть (нераздельны), ибо, если не будет круга солнечного, то откуда будут исходить лучи вокруг? и, если не будет лучей, как возможно сиянию распространяться до концов вселенной? Также, если но будет сияния у лучей, как возможно будет сиять сиянию дня? С этим подобием сияния Божества (и попытался Денница) сравняться. Говорим, пожелал утвердить свой трон выше трона Божия.

Когда же начало обнаруживаться сие мудрование (псилафизм) лукавства, помысл неверности, и лживая мечта нечувственности (т. е. нелюбви), то возмутились тотчас небеса небес, отверзлись врата небесные, и Денница немедленно низвергся со своим проклятым троном, то есть, со своим оскверненным полчищем. Число всех отвратившихся (от Бога) и отпавших с Денницею есть тридцать три тысячи тысяч мириад мириадов. Каждого праведника борют тридцать три тьмы тем отпавших веельзевулов, то есть, ангелов сатаны. Вид их отвратителен, существо неисправимое; в вышину имеют рост наималейший, в ширину широту наибольшую, обладают глубиною, во власти своей-бессильны, насилуют со своим бессилием грешника, подобного тебе, который прельщается бессилием диавола (т. е. наслаждениями страстей, воображает диавола якобы сильным, боится его, покоряется ему, столь бессильному; овладевают сим человеком бессильные злые духи, закрепляя его в своей власти посредством безнадежья (иначе, отчаяния).

Мириада мириад, мнящая себя быть сильной, расставляет три западни (для уловления греховными приманками людей), у каждой западни свой особый тайный крючок, говорим: воображение, гордость и осуждение (т. е. диавол, прельщая людей, старается извратить в них правое разумение о сущем или через воображение, то есть, превратное представление об окружающем, или через гордость, т. е., превратное мнение о самом себе, или через осуждение, превратное отношение к ближнему — все это суть крючки диавольских удочек, ибо во всех мыслях, внушаемых человеку врагом, всегда скрыто что либо или горделивое и враждебное Богу, или злое и братонеиавнстное, или что либо мечтательное, похотное и вредное для самого человека).

Как пьяницу влечет вино в корчемницу, так и грешника влечет грех в западни диавольския. В корчемницу идут упиться соком хмельной лозы. Грешник идет в западню диавольскую, чтобы упиться вином греховной лозы; как только выпьет, опьяневает; когда же пьет и опьяневает, то, пока не отрезвится, не ведает, что с ним происходит — царских повелений не боится, бесчестия себе не вменяет, презрения не избегает, на поругание не глядит; он единственно поглощен упоениом той лозы, одного только (желая) — иссушить то существо лозное, говорим, вино, которое нынешние люди называют-краси. (Краси значит вино разбавленное; святой употребляет это название для противоположения силы опьяняющего вина греховного — вину духовному, которым, когда бывает упоен человек, то ничто не в силах отрезвить его, ни время, ни страдания и т. п.).

Итак, если то, разбавленное вино доставляет пиющим его столь сильное упоение, (что они теряют всякий страх человеческий, не тем ли паче сильнейшее действие должно быть от упоения духовного? Говорим: обретший вожделенное упоение (св. Духа) не боится тех трех обольщений человеческих, (т. е. похотения плоти, очес и гордости китайской), не боится никаких страданий, не устрашается ни ввержения в огонь, ни ввержения в воду. Какими бы ухищренными мучительствами его не изнуряли, он не уловляется в те дела, к которым принуждают его люди. Если существо тленного вина, способно столь упоять человека и опьянять его, то но тем ли паче (должно в превосходнейшей степени обладать этим свойством, упоять, приводить к забвению о земном), вино лозы небесных виноградников?! Если упившиеся земным вином люди находят столь великое упоение в пьянстве, что перестают страшиться но-велений царей земных, то (упоенный небесным упоением, каких прощений земных царей может убояться?). Какую славу земных царей может во что либо вменить? Каких тем людей и мысленных князей может устрашиться? — Какая сила бессильных мириадов мириад может его (подвигнуть), какая похвала (т. е. лесть) отверженных и мерзких веельзевулов (может его усладить?) Какия диавольския ловушки (могут его уловить)? Если упивающийся существом лозным человек столь упояется им, что не ведает и не помышляет о западнях вражиих, если пиюиций разбавленное вино столь опьяняется, то сколько упояюще должно действовать растворение небесное? Пиющие небесное растворение упонются упоением Святого Духа; следовательно, находящагося в таком упоении кто может разочаровать? кто может одолеть? — И, на самом деле, никто и никогда не был побежден из таковых, но только всегда были ими побеждены 33 тысячи тысяч ангелов Денницы и мириады мириадов мириад веельзевулов…

Так, восстало это множество на брань против упоенных Святым Духом людей, вообразилось в человеке, вселившись в царя земного, т. е. некогда восстал диавол на христиан, воеружив против них род человеческий и царя земного, говорим-Диоклитиана и Максимиана, дабы принудить христиан и питаться плодом погибели нечестивых, и отречься духовного упоения. Таким образом, эта пара служителей диавольских хотела было истребить в человечестве род христианский. Так до самой кончины мира будет неиствово преследовать Церковь диавол, чтобы уничтожить род христианский; также каждого отдельно человека, до самой ночи, т. е. смерти его, преследует враг, чтобы лишить преследуемого всех плодов добродетелей его.

Говорим: выступили некогда на брань против рода христианского Диоклитиан и Максимиан, чтобы низложить его, лишить млекопитания плодом жизни и ввергнуть в погибель нечестивых, то есть, принудить отречься от Христа, — но, (вместо этого, достигли совершенно противуположного); сколько людей тогда в течении тех дней и ночей, приняли крещение и (вместо того, чтобы принуждать христиан отрекаться от Христа, сами в купели отреклись от диавола и дел его), прославили и возблагодарили Бога за действие крещения, (т. е. за дарование им свободы от рабства греховного). Благодатное действие крещения они сподобились познать, увидав силу его на упоенных Духом Святым мучениках, и, вместо того, чтобы принуждать христиан отрекаться от Христа и принести жертву идолам, сами отреклись от идолов, от жертв богам эллинским, вознесши жертву Богу по реченному: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

И я говорю, что упоенный человек не может быть объят страхом и убояться. Такого упоенного всуе будет пытаться мир привлечь к себе, противники всуе будут стараться пробудить его от упоения, множества тысяч и мириады веельзевулов всуе будут стараться устрашить его страхом своего множества, ибо он ни во что вменяет их тысячи и не будет устрашен тьмами тем язык, согласно сказанному: «не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя; Воскресни, Господи, спаси мя Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующий ми всуе, зубы грешников сокрушил оси; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое — (Пс. 3, 7–9).

Упоенный человек подобен преподобной Марии (Египетской), стяжавшей высшую меру совершенства монашеской жизни. Она сильно была борима тысячами и тьмами веельзевулов, которые старались привлечь ее ко греховному миру, чтобы заставить творить первые (греховные) её дела, — но всуе потрудились над ней…

Упоенный человек подобен еще тому учителю, ревностно охранявшему апостольское учение (и проповедывавшему поклонение иконам) который не убоялся крещения царя Конона быть сожженным со своею, школою, (т. е. с великою библиотекою), ни во что вменил его сожжение, и сгорел.

Упоенный человек подобен и св. Иакову Персянину, который сперва было погрузился в корчемницу, испил все растворение лозы нечестивых, лишился соединения с нетленной лозой-Церковию, но хмельность не до конца удержала его в сем погружении, он весьма быстро отрезвел, отверг от себя упоение хмельное, отверзлись очи его, уразумел он свое нечувствие, (т. е. неблагодарность Богу), узрел свою неверность (Богу), восплакал горько, как Петр, и чрез многое пролитие слез погрузился в погружение Всесвятого Духа.

Ибо слезы, изливаемые в праведность (т. е. скорбь о грехах) — погружают мысль человека в погружение Всеевятого Духа. Даже плачущих перед заптиями, (магометанскими местными судьями), судьи прощают, видя слезы подсудимых. Если заптия, тленный человек, отпускает вину ради слез, то не наипаче-ли Нетленный Бог призирает на таковые слезы, (изливаемые) пред Ним ради оправдания и спасения души? Господь помогает таковому, посылая ему помощь Свыше, и кающийся погружается в погружение слез покаяния.

Посему внял (Бог) воздыханиям сего Иакова, призрел на его покаянные слезы и послал ему помощь свыше. Иаков окреп в помощи Вышнего и столь уноился упоением помощи сей, что не устрашился великих страданий и не малодушествовал, когда ему один за другим отрезали все члены тела. Сначала ему срезали все пальцы на руках и не сразу весь палец, но все три сустава пальца, один за другим, порознь; отрезали и ступни до щиколки, голени до колен, руки до плечеии, начиная с кистей отрезали порознь все кости до ключиц; отрезали и все ребра; наконец, отрезали бедра; осталась одна плоть его как голый ствол дерева, говорим, как обстриженная лоза. Упоение же его, которым он уноился от помощи Свыше, было столь велико, что св. Иаков даже не замечал того, что стал ь подобен обстриженному винограду, не взирал и на члены свои, которые как ветви у обстриженного винограда были разбросаны на земле, помышляя лишь о том, каким бы даром покаяния воздать за помощь Всесильному Помощнику своему, и говорил: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Отче Вседержителю, и Святый душе! благодарю Тебя, укрепившего меня, и что я потерпел сие имени ради Твоего Святого. Мне отрезали все мои члены, нет у меня ног, чтобы восстать и поклониться державе Твоей за силу, ниспосланную мне в помощь Свыше, ни рук нет у меня, дабы благодарно воздеть их к Тебе за помощь Твою, которою Ты дал мне превозмочь сию жесточайшую муку»… и другия многия умилительные слова ко Всесвятому Духу он произнес и склонил честную свою главу, которая и была отсечена; сам же стал наследником жизни вечной.

Увидали злые духи такое исповедание и содрогнулись; узрели присутствующие и подивились; мучители, отрезавшие члены Иакова, изнемогли; верные же Христиане, зря терпение и стойкость Иакова непоколебимого — утвердились.

Постарались было мучители пробудить Иакова от его благодатного упоения, чтобы заставить упиться ревностию о царе (земном), но не возмогли разлучить его от упоения Всесвятого Духа, хотя и растерзали тело его… Постарались было отторгнуть от лозы живота вечного, чтобы предать его вечной смерти, как и душу каждого человека диаволы стараются уловить, дабы развенчать ее от её славы и ввергнуть во тьму, постарались (злые духи сделать тоже и с Иаковом), чтобы посрамить погружение (восхищение) Всесвятого Духа, но сами были посрамлены.

Денница же, за то, что дерзнул попытаться восхитить образ (трисиянной славы) Святые Троицы, был присужден к сим трем (греховным) славам; говорим: к мудрованию (вместо премудрости), к лукавству (вместо простоты), и к неверию (т. е. к слепоте, вместо созерцания Божия).

Денница, дерзнув восхитить подобие, (т. е. свойства), Святые Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия (т. е. склонил, отторгнув от Бога, часть ангелов, которые суть престол Божий, дабы сделать их своим престолом и принудить прочих ангелов присоединиться к Деннице); как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслися небеса, поколебались ангелы (досл. закружились); не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, (единодушных с ним), словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим» , не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с ним, — единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; единому Богу то известно. По гласе же Михаила Архангела очутился (досл. остановился) Денница в бездне ада вместе со своим проклятым троном; говорим: вместе со своим оскверненным полком.

— прп. Нил Мироточивый