21 сентября 2019(6 мин. чтения)

Прп. Нил, о чадородстве мирян

Слово прп. Нила, которое показывает, что чистому младенцу при Крещении открываются духовные очи, а также раскрывает законы естества человеческого и ясно показывает что, то состояние, в котором родителями было зачато чадо, отражается потом на его чистоте и способностях. А также и о том, что младенец питается от крови матери, и если кровь была осквернена грехом, то и чадо от этого оскверняется. Из этого слова становиться ясным, каким образом Иоаким и Анна смогли родить столь чистое и мудрое Чадо.

Слово прп. Нила, которое показывает, что чистому младенцу при Крещении открываются духовные очи, а также раскрывает законы естества человеческого и ясно показывает что, то состояние, в котором родителями было зачато чадо, отражается потом на его чистоте и способностях. А также и о том, что младенец питается от крови матери, и если кровь была осквернена грехом, то и чадо от этого оскверняется. Из этого слова становиться ясным, каким образом Иоаким и Анна смогли родить столь чистое и мудрое Чадо.

Да, родила мать младенца по чину и естеству женскому, но младенец не носился (во чреве) по чину и естеству младенческому.

Младенец, когда выйдет из ложесн матери своей и породится банею пакибытия в крещении во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, отверзаются в нем по крещении очи духовные и видит он Три-солнечное Солнце Солнцев.

Но сегодня не оберегают себя женщины, как то подобает для чревоносящих по чину и естеству женскому. Закон женский-ведать одного своего законного мужа, с которым повенчана, ведать также и дни соитий своих, т. е. когда закон дозволяет и когда не дозволяет; потому что законным венцем сочетаваются ради чадорождения, а не ради услаждения. Та, которая блюдет себя от лукавства, ту и Бог бережет вместе с младенцем её; если же мать не будет блюсти себя от лукавства, как будет хранить Бог ее и младенца её?

Но сегодня много мужей и жен не берегут себя от лукавнования своего, не хранят праздников, ни Владычних, ни Богородичных, ни воскресений, ни иных каких либо праздников, но одно только делают дело чадорождения своего безо всякого страха Божия и разбора. Чадорождают, но как чадорождают? — Чадорождают младенцев с зачатием лукавым, т. е. в сладострастии. Скажете: что такое лукавнование? — Лукавнование есть сие: если младенец рождается, когда мать его чиста была от плотской страсти, то становится и младенец семенем чистым.

После теперешних людей, у потомков их младенцы заговорят сразу по выходе из ложесн матери, молвить будут с бабкой, скажут ей: «Осел, жар, понимаю» — Говорим: осел-хочет сказать отец или, как ныне говорят: Гайдар. «Жар» — хочет сказать: занятие (матери). «Понимаю» — хочет сказать: понял лукавство родителей моих, т. е. подобно бессловесному животному, ослу, жарко зачат я был в распутстве родителей моих, блудивших и прелюбодействовавших друг с другом; я понял лукавство мира, быв во чреве матери моей, подобен я порождению ослиному. Сие животное не ведает греха, ведает только содеяние плотское и то не всегда: человек же не только ведает грех плотской, но и возделывает оный, также всякия грехи и беззакония мира. Свою жизнь проводит в поведении собачьего распутства, не ведает ни дня, ни часа, но утром, вечером, в полдень, и в полночь «совокупляются люди, как псы; так родился я, жарко зачавшись, как осел и понял лукавое распутство родителей моих…» — Это и означают слова: «осел жарко и понимаю».

Ей, понял, но кого понял? — Не иного кого, но лукавство родителей своих в зачатии.

Спрашиваю я вас: когда засеют поле семенем, смешанным с семенем терновым и поле будет посреди места тернистого, то, что произойдет от семени, когда оно прозябнет в земле? можно ли тогда будет отделить семя тернистое от семени благого? — Не иначе разделить можно бы было, как если бы это сделать прежде, нежели посеется: раньше отобрать, а потом посеять; если так отобрано будет семя, а потом посеяно, тогда будет рожь хорошая, не лукавая, но, если рожь для посева не будет отобрана, тогда сделается всезлейшею и вселукавою. И не только отборным должно быть семя мужа, но отборным должно быть и поле или жена. Терновое же семя, которое следует тщательно отбирать от семени хлебного, есть помыслы (сладострастные). Если засеется семя мужа с помыслом благим, то и младенец благим родится; если же засеян будет с прелюбодейством и блудом, то, с каким зачатием зачался, с тем и родится; чадородят его, но не порадуются о нем, ибо покинет родителей чадо их, убежит на чужбину и не пребудет с ними потому что лукавство соединялось с ним при зачатии его родителями, и ради сего не порадуются, ни родители о чаде своем, ни чадо о родителях своих. Если мать совратится с пути (законного) в иной — тогда отстраняется Бог, т. е. оскорбляется благодать Таинства брака, младенец сугубо истощается, почему и не возможет увидеть мать младенца своего (благополучным), ни младенец (порадоваться) о матери своей. Младенец разлагается душевно еще во утробе матери своей, вследствии того, что была она нечистой и сносилась противузаконно, уже имея во чреве своем.

Лукавнование же родителей состоит в том, что лукавые говорят: это венец мой, для того я и повенчался, чтобы исполнить вожделение мое. — Да, это есть венец твой, почему и не имеет по закону права на него никто другой, но вы рождаете не по закону, не с чистым расположением. По закону вы венчаетесь, но с противузаконием чадорождаете. Раз вы чадорождаете с противузаконием, то от этого противузаконного зачатия, что станет потом с младенцем, который есть сеяние беззакония и добыча распутства? — Никакой нет пользы младенцу от такого вашего чадорождения; по вашему лукавству отверзаются у него очи на лукавство еще во чреве матери. Чистота помрачает зрение лукавства, отверзая зрение благодати; в отношении к земному, чистота души делает людей непонимающими и, наоборот, просвещенными по отношению к невещественному; лукавство же наоборот: делает людей по отношению к земному— просвещенными, а по отношению к невещественному помраченными. Поэтому, когда выходит из чрева лукавое семя, которое родилось и вскормилось с лукавством, то оно окажется с воровством, с лжесловием, неправдами, распутством, мужеложством, прелюбодеянием и другими различными грехами. Если скажешь: почему же оно будет таким, когда вскормится? — Потому, что пропал в нем страх Божий. — Когда же пропал в нем страх Божий? — т. е. разве не получил он даров Духа Святого при крещении, а с ними и страха Божия? — Да, он крестился, нашла на него благодать Всесвятого Духа вместе со страхом Божиим и вселилась в нем, но родители не наставляли его на путь спасения; он делал, что хотел и как хотел; ради сего возрасло в нем расположение злое, и стал он чадом злым, так как погубили его родители своим распутством. Стало это чадо родителям своим не покоряться, Бога не бояться, потому что пропал в нем страх Божий и поселилось непокорство, прекословие и бесстрашие. Отчего и по какой причине стал он таким? — по той причине, что родители не соблюли дня его зачатия, а, когда родился, не остерегали его, чтобы он не творил злых своих похотений.

Рождают с преступлением, а посему и не порадуются о чаде своем, рожденном с преступлением.

Да, прожорствуют чадородцы, т. е. миряне, однако, по сравнению с монахами, некоторое имеют извинение, ибо суть в супружестве: но и чадородцам подобает соблюдать себя от обжорства, если хотят, чтобы дети их стали мужами добродетельными и крепкими. Надлежит блюсти воздержание; когда младенец засеменится и зачнется, тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не смешивались больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный вред: во-1-х потому, что изнуряется мать, а во-2-х, потому, что повреждается младенец; вред младенцу в том, что истощается сила младенца; сила же его — есть премудрость его. Поэтому у Еллинов, когда младенец зачинался, отец с материю соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и многообразных явств, чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали мудрые. Все ученые мудрецы произошли от таких родителей. Но оставим мудрость еллинов и обратимся к бессловесным скотам. У бессловесных животных, когда, по соединении самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом больше самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы.

Если у людей мать не убережется от телесного совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так как питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и станет ею питаться младенец, то и молоко матери будет оскверненным через невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечистотою? Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным, или с каким иным недостатком; не возможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством, или иным чем подобным; ибо зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства. Итак, подобает, чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист был от всякого осквернения. Если она будет хранить себя от обжорства и плотского соединения, то и младенца своего охранит чистым, младенец её будет всегда кротким, навсегда останется при родителях своих, т. е. хотя и не телом, но будет любить их. Если же родители не будут блюсти себя от этих двух вин, то узрят и младенца своего диким, преелушным, всегда смущающим родителей своих (или прогневляюищм).

Мнят таковые родители, что родили чадо ради промышления о них в старости, но, так как вскормился он в нечистоте их, то и не имеет потому страха Божия в себе, а причиняет родителям своим только печали.

— преподобный Нил Мироточивый