О четырех, которые усиливают гнев
Четыре вещи усиливают гнев: когда кто-либо дает и принимает, держится своей воли, желает учить и признает себя разумным.
Четыре вещи усиливают гнев: когда кто-либо дает и принимает, держится своей воли, желает учить и признает себя разумным.
Гнев, этот душевный недуг, вспыхивает из-за отсутствия в человеке внутреннего единства, а растет он, когда кто-либо дает и принимает. Сюда можно отнести обмен вещами, деньгами, мыслями, общественные связи. Если мы даем и принимаем, то это показывает, что внутри нас есть желания, и это развивает вожделевательную силу человека. И потому, когда тебе не дают того, что ты просишь, или когда у тебя самого что-то постоянно просят, ты теряешь покой и гневаешься.
Держится своей воли. Гнев возрастает и от того, что ты хочешь отстоять свою волю. Нет более сильного и вместе с тем более безрассудного стремления, чем желание настоять на своем. Воля — это самый большой враг человека. А поскольку у любого из тех, кто меня окружает, есть своя воля, то, если я стремлюсь настаивать на своем, я буду постоянно ссориться с ними, и между нами никогда не будет настоящего единства.
Желает учить. Если мы желаем учить ближнего, давать ему советы, исправлять его, то это всегда ведет к столкновению с ним и развивает во мне безумный эгоизм. Кроме того, желание учить — это присвоение себе свойства Божия, потому что у нас нет права на учительство: ближний не принадлежит нам, чтобы мы могли его учить.
Признает себя разумным. Если я думаю, что я сам по себе разумен, способен глубоко мыслить, то это развивает во мне страсть гнева. Кроме того, так думать о себе — это наивно.
— архимандрит Эмилиан (Вафидис), «Толкование на подвижнечиские слова аввы Исаии»